понедельник, 3 декабря 2012 г.

Шырын Базаркулова

Шырын Базаркулова

Единственное, что я стараюсь делать, когда я сочиняю музыку — это заставить её прямо и просто выражать то, что у меня на сердце.С.В.Рахманинов



Алматы. Вечер пятницы. Уютная итальянская кафешка в центре города, где мы беседуем о музыке. Время летит незаметно, а так хочется столько всего узнать и познакомиться поближе с замечательным композитором и просто интересным человеком – Шырын Базаркуловой.

Шырын- молодой, талантливый, подающий огромные надежды композитор,недавно вернувшаяся из северной столицы России - Санкт-Петербурга.

А познакомилась я с ней благодаря её творчеству. После репетиции оркестра, наш дирижер Канат Омаров попросил состав остаться и представил нам Шырын и её произведения, которые мы позже записали. Упустить возможность расспросить поподробнее обо всем моя природная любознательность не могла и результатом стало интервью, но мне больше нравится слово «беседа». И вообще , эта история похожа на историю Золушки. Какие черты присущи всем Золушкам? С виду они обычные но внутри у них бьется горячее сердце, живут они мечтая и всегда надеятся что судьба на их стороне. Не даром пела диснеевская Золушка:"И если словно чуду мечте я верить буду,свершится любая мечта!!"

Существует казахская легенда, что сначала появилась песня и облетая земной шар она выбрала казахские степи ,поселившись в этих краях. Поэтому все казахи от природы талантливы и музыкальны. Шырын не исключение. Но позвольте предоставить слово ей самой:

Шырын:"В музыкальный мир привел меня папа. Мои родители не музыканты, но папа очень такой творческий человек и у него от природы красивый голос. Но он стал врачом, потом когда я родилась он сразу увидел мои музыкальные способности . Я с трех лет пела и даже выступала на конкурсе «Анши балапан». 

Так получилось, что папа увидел объявление на кастинг этого конкурса в последний день. Мы побежали, ждали долго, я там самая последняя была, уже устала, не хотела петь, но папа уговорил, мол, доча пошли целый день ждали. Я вышла на сцену и тут меня было не остановить! Спела первую песню, вторую, третью и добавила «Я еще стишок знаю!» В общем, я была самая маленькая конкурсантка и лауреатка этого конкурса. Когда мне исполнилось 7 лет, родители привели в Байсеитовскую школу. Отдали в класс домбры, о чем я не жалею, потому что сейчас, когда я пишу музыку знание домбры и народной музыки очень помогает. Лет в 15 я начала писать песенки эстрадные. Когда я училась в 11 классе, к нам пришел преподавать знаменитый композитор Куат Шильдебаев. 
Куат Шильдебаев
Я его первая ученица. Я к нему пришла, и он мне сказал: «Пиши с национальным колоритом.» Это был первый совет, самый важный. Я до сих пор придерживаюсь ему. "



Любая золушка знает, что за мечтой стоит осязаемая работа. Шырын же выбрала очень интересную но очень сложную профессию и чтобы постичь её наша героиня отправилась в далекие края...

Шырын:"Я решила поступать в питерскую консерваторию. Поехала туда, прошла успешно все испытания, поступила на бесплатное, отучилась 5 лет и вот сейчас вернулась…



Петербург и студенческая жизнь.
Шырын:"Я поступила туда, в 18 лет и мне очень повезло с моим профессором. Перед тем как поступить я ездила прослушиваться к профессору Мнацаканяну Александру Дерениковичу, ученику Шостаковича. 

Файл:Мнацаканян Александр Дереникович44.jpg
Мнацаканян Александр Дереникович


Почему я выбрала Питерскую консерваторию? Во-первых, это традиции, которые передаются из поколения в поколение со времен Римского-Корсакова, и я это взяла. Конечно, в первый год было очень сложно в плане адаптации - никогда от родителей не уезжала, а тут общага, холодный Питер, несмотря на то, что люди там замечательные. 


Но все равно было сложно особенно писать музыку. Потому что когда я приехала, я услышала очень много новой музыки, поток новой информации, особенно современной музыки - авангард, минимализм и т.д. Я же ничего не знала об этом. Первое время был стресс. В этот момент ты очень зажимаешься, думаешь у меня так не получается, не могу писать. Через полгода , на первом курсе я написала свое первое произведение – 2 пьесы для кларнета соло. Они написаны в монодиимной технике, медитативные. Мне очень повезло с солистами. Это счастье для композитора найти хорошего исполнителя.

Что мне больше всего там понравилось?Естественно школа. Всегда думала что вот есть у меня способности писать музыку, это здорово, но тем не менее нужно знать технику композиторского письма, правильного оформления сочинения в плане формы, голосоведения, оркестровки. Всему этому меня научили, мои замечательные преподаватели – еще раз выделяю своего профессора Александра Дерениковича, замечательного профессора по анализу Рогалева Игоря Ефимовича. Благодаря ему я открыла для себя Бетховена, Брамса, Малера - всех титанов музыки.


 И конечно питерская концертная жизнь это просто нечто…Там в неделю бывают ТАКИЕ концерты, даже в один день проходит около, не соврать 70 концертов точно проходит, в разных залах Питера. Бывает иногда, что ты не знаешь на какой концерт пойти!

 Тут Анна-София Муттер приезжает или Башмет, в другом зале Чикагский ,Нью-Йоркский оркестр или Зубин Мета.


 Я услышала замечательные оркестры, увидела знаменитых дирижеров, вот в этом плане мне повезло. Ты ходишь слушать и учишься, вдохновляешься и ты хочешь писать потом музыку.

 Я рада, что провела там 5 лет своей жизни. Студенческая жизнь, действительно важный период, потому что возраст осознанный, и ты знаешь чего ты хочешь. Там я нашла себе хороших друзей, композиторов, исполнителей с которыми я поддерживаю связь."




 Остаться или вернуться?

Шырын:"Читая письма Рахманинова я узнала, что когда он уехал в Америку он очень страдал там. Мне очень близко, когда он сказал: «Здесь, как композитор, я погибну…». Мне в Питере очень нравится и он навсегда в моем сердце, но как композитора я вижу себя только на Родине. Конечно, с удовольствием буду ездить туда. Сейчас изучаю много фольклорной музыки, расширяю кругозор. "

Все думают ,что композиторы ведут праздный образ жизни: просыпаются к полудню ,не спеша завтракают и отправляются в ближайший парк в поисках вдохновения...

Шырын же развеяла эти мифы. Какова же действительная деятельность композитора и правда ли ,что Вдохновение дама капризная?

Шырын:Вообще я вдохновение не жду никогда. Перед тем как заниматься я слушаю музыку, любимых композиторов, любимые сочинения. Это меня вдохновляет. После этого я сажусь заниматься. Сначала играю, импровизирую. Потом начинается процесс сочинительства и в этот момент приходит вдохновение. Также меня могут вдохновлять люди, особенно одержимые музыкой. Очень люблю с ними общаться, потому что после этого ты сама заряжаешься этой энергией.

Природа вдохновляет. В этом году я в первый раз была в Боровом. Я увидела Жумбактас, Окжетпес. 

Вдохновляет любовь, горе, боль - все чувства. Нужно все это пережить, чтобы передать в музыке. "

Немного о творчестве. Как и почему  пишутся произведения?


Труба, Альтаир и вариации.

Шырын:"Вариации для трубы с оркестром были написаны для Альтаира Кожахметова. Я посвятила их ему. Он замечательный трубач, я думаю за ним будущее трубной музыки, что он будет одним из первых солистов.


 Сочинение начинается не с самой темы, а с вариации и постепенное развитие приводит к тому, что в конце звучит тема. Она оригинальная, моя, с казахским национальным колоритом. У меня музыка жанровая – обязательно что-то представляется, когда слушаешь. Перед тем как писать, я естественно слушала очень много музыки для трубы. Это сочинение писалось не трудно. Бывали произведения, которые давались с трудом, я мучилась страшно. А вариации пошли очень хорошо, все время было вдохновение. Написала за 3 месяца, и они с успехом были исполнены в Питере и в Алмате на концерте "С любовью к Родине".Обычно когда я пишу, я недовольна своими сочинениями, а вариациями я довольна!"


Сказка про Каната Омарова и скрипичный концерт.

Шырын:"Мы с Канатом дружим еще со школы. Именно такие люди как он вдохновляют, когда смотришь, как они этой музыкой живут, болеют и ты заражаешься. Я всегда с ним пообщаюсь и мне хочется сразу музыку писать.



Очень стало приятно, когда я собирала народ на запись концерта. Вообще я считала на грани фантастики собрать оркестр, который будет играть бесплатно. Среди них много моих друзей, кто-то был просто знакомый и больше всего, что меня поразило, что согласились играть абсолютно незнакомые мне люди. В этом опять-таки большая заслуга Каната - я увидела просто, как оркестранты идут за ним…

Скрипичный концерт – моя дипломная работа. Уже учась на 4 курсе, у меня была мечта закончить консерваторию именно скрипичным концертом. Скрипка – один из любимых моих инструментов. На 5 курсе я начала писать. Слушала музыку, изучала скрипичную технику. Моя близкая подруга Жанна Амандык, которой посвящен этот концерт очень мне помогала. Она замечательная скрипачка, учится в Питерской консерватории. Я всегда подходила и спрашивала: «А на скрипке возможно вот это? А такие аккорды? Флажолеты?» Вдоль и поперек инструмент изучила, я даже немного играть могу!


 Он одночастный. Я хотела, чтобы мое произведение прозвучало от начала до конца целиком. Побочная тема – цитата, песня Ахмета Байтурсынова «Аккум». Я услышала её на концерте зимой в исполнении Шаба Аденкуловой. Я была в восторге, мне так понравилась эта песня, что она мне даже снилась! Не оставляла в покое и я решила использовать её как цитату. 

К сожалению, Жанна не смогла присутствовать на премьере концерта в связи с гастрольной поездкой, и меня выручил замечательный скрипач Александр Великанов, который очень хотел сыграть этот концерт и тоже помогал мне. Он предлагал интересные идеи и как это иногда бывает стал не просто исполнителем он стал соавтором этого произведения. На запись концерта он приехал в Алмату специально из Питера."

 Путешествие дает пищу для размышлений. Делаются выводы и ты либо убеждаешься в своей правоте либо понимаешь что есть другие пути по которым можно найти"счастье". Какое для себя нашла Шырын?

Шырын:"Для меня как для композитора важно, чтобы моя музыка не лежала на полке, она должна исполняться. Я считаю, что композитора кормят ноги. Он должен бегать искать себе исполнителя. Вообще он должен всем- дирижеру, солисту, издательству. Когда ты выполняешь все эти функции, ты считаешься порядочным композитором. Я буду делать все для того чтобы моя музыка исполнялась. В первую очередь буду стараться писать качественную музыку. Если не поймут, ничего страшного. Главное внутри я буду уверенна, что это то что я хочу.

В ближайшем будущем хотела бы отучиться в магистратуре. Я не знаю, куда и где, но придерживаясь моего плана это будет либо Европа, либо Америка. Однозначно там, потому что у них есть чему научиться, что можно было бы привезти и здесь дальше развивать."



Немного о любимых композиторах композитора.

Шырын:"

Как личность меня восхищает Бетховен. Я считаю, что борьба «сквозь тернии к звездам» вдохновляет, и ты хочешь брать пример.

Мне нравится своего рода гигантомания Прокофьева - он всегда хотел писать сочинения лучше всех. 



Например, его балет «Ромео и Джульетта». До него писали и Чайковский и Гуно, но он не побоялся написать свой балет. Один из моих любимых балетов. Мне по натуре близок Прокофьев. По характеру он был психологически здоровым человеком, оптимистом. 

Сейчас в этот период жизни я буквально болею грузинским композитором Гия Канчели. Он хотел быть дирижером джазового оркестра, но потом ему открылись партитуры Шостаковича и он понял, что хочет быть композитором. Таких как он нету. Его музыка сразу узнается, потому что он изучал много фольклорной музыки, также писал для кино. Мой любимый композитор - Гия Канчели"



 Беседуя с Шырын мы коснулись темы оркестра. Кто как не композитор знает цену хорошему оркестру?

Их сейчас очень много и все же Какой оркестр понравится Шырын Базаркуловой?

Шырын:"Во-первых, это должен быть единый организм. Оркестранты должны чувствовать друг друга. Что меня поразило, когда я слушала Чикагский оркестр – они берут аккорд настолько вместе, что, кажется что даже вдыхают вместе. Это было потрясающе! Может это и примитивно, но для меня это ВАЖНО. Одно целое, один оркестр.

Во-вторых, звук.


В-третьих, насколько эмоциональны оркестранты. Потому что в последнее время часто наблюдаешь такую картину: сидит очень крутой оркестр, с громким именем, но по виду оркестрантов можно сказать, что им не интересно играть. Они не в процессе. И когда ты на них смотришь, думаешь блин, а что-то мне тоже не интересно. Другое дело оркестр , который свой избитый репертуар, играя каждый раз переживает как в первый раз. Они готовы умереть ради музыки – вот это для меня ценно…"

 Наша беседа подошла к концу ,но не история Золушки которая только началась и все самое интересное еще впереди. После общения с Шырын я начала воспринимать музыку немного по-другому, по ту сторону нот, где рождается и живет музыка и что она нам хочет рассказать - большой секрет который нам предстоит разгадать. 





Опросник Марселя Пруста

 · Главная черта твоего характера?
Открытость

· Что для тебя наивысшее счастье?
Процесс сочинительства

· Качество, которое ты ценишь в мужчинах?

Щедрость

· Качество, которое ты ценишь в женщинах?

Ум

· В каком городе хотела бы жить?

В Алмате

· Твой любимый исторический персонаж?

Бетховен и Шерлок Холмс

· Любимый художник?
Моне, Дега, Пикассо

· Любимый музыкант?
Канат Омаров

· Твое любимое занятие?

Танцевать и кататься на коньках

· Что ты больше всего ценишь в друзьях?
Преданность

· Твой главный недостаток?
Лень

· Мечта о счастье?

Написать хотя бы одно сочинение, за которое мне не будет стыдно

· Какой видишь себя в будущем?
Крутым композитором

· Состояние духа на данный момент?
Сильное, уверенное

· Дар, которым хотела бы обладать?

Абсолютный слух

· Твой девиз?

Никогда не отчаивайся и всегда иди вперед!!!

вторник, 6 ноября 2012 г.

Айдана Карашева

Айдана Карашева - первая в моей жизни арфистка, и мне посчастливилось побывать на её сольном концерте, во время которого меня не покидало чувство сказки и чуда.
Ниже представлена беседа с ней и конечно, вопросы Марселя Пруста...

Айдана Карашева
Как ты пришла к музыке?
К этому я пришла сама, хотя и родилась в музыкальной семье. Родители не отдавали меня на музыку с детства как это положено у музыкантов. Просто захотелось играть на арфе.


Арфа очень редкий инструмент. Почему выбор пал именно на нее?
Этот вопрос я слышу каждый раз! Почему именно арфа? В фильмах, в сказках по телевизору звучала арфа и мне очень понравились волшебные звуки. Самой тоже захотелось издавать такое. Это и подтолкнуло меня на выбор этого инструмента.

Расскажи поподробнее о своей музыкальной семье…
Начнем с бабушки-поэтессы. Она еще очень хорошо пела, но больше известна своими книгами. Дедушка – режиссер в театре, актер. Папа – домбрист, мама-баянистка, работает в консерватории, сестренка – пианистка, ну и я – арфистка.


В какую школу отдали постигать азы?
Я пошла поздно. С четырнадцати  лет начала заниматься  музыкой. Сначала училась в жубановской школе до десятого класса, потом поехала наобум в Москву. Сразу поступала в несколько училищ – Гнесина и при консерватории, боялась не поступить. Но взяли в оба, и я выбрала училище при консерватории. В данный момент я уже студентка консерватории.

Москва
Какие особенности Москвы тебя поражают?
Знаешь, в Москве классические концерты идут каждый день и туда ходит «простой» народ. Они все интересуются и стараются посещать такие места. Чего у нас еще не хватает в Казахстане. Ну, я думаю, все еще впереди. Когда мы даем классные концерты арфовые, в зале всегда полный аншлаг. Помню, что на один из этих концертов мои родственники, живущие в Москве даже не попали, потому что негде было стоять!

Место, где ты любишь отдыхать?
Сложный вопрос… Если выдается такой день, когда можно куда-нибудь поехать отдохнуть, я еду в Коломенский парк, в Царицыно. А если сходить просветиться, то Большой Театр.
Большой театр

Есть мысль остаться в России?
Ой, нет! Там хорошо учиться, но я бы хотела вернуться в Казахстан и внести свой вклад в развитие музыкальной культуры нашей страны. Хочу передать русскую арфовую школу. Мне повезло с педагогом. Пашинская Ирина Петровна является солисткой Большого театра, заслуженной артисткой России и профессором консерватории.


Люди, оставившие яркий след в твоей жизни?

Баян Керимкуловна- мой первый педагог. Она привила любовь к арфе.
Гульнара Нургалиева

Жамиля Серкебаева
Гульнара Нургалиева вокалистка-арфистка.




Наставница, которая хоть и строго ко мне
относилась, дала мне жизненный опыт Жамиля Серкебаева.
Я ей очень благодарна.
Я нашла поддержку у ректора казахской 
консерватории Жании Аубакировой, когда ехала поступать в Москву.

Я выражаю благодарность своему нынешнему педагогу. Она относится ко мне как к своей дочери , потому что я единственная её студентка, которая живет в общежитии и имеет кое-какие трудности.

Арфа- очень дорогой инструмент. Она стоит двадцать пять тысяч долларов. Когда я приезжаю на каникулы, директор филармонии разрешает заниматься.

Самый лучший совет, который ты получила в жизни?
Вот такой вопрос мне еще не задавали! Советов было много хороших. Родители говорили никогда не сдаваться, что бы ни случилось. Огромная им благодарность, потому что в нашей жизни может происходить все что угодно и всегда нужно находить в себе силы идти дальше.



Опросник Марселя Пруста
  • ·        Твой главный недостаток?

Лень
  • ·        Главное достоинство?

Упорство
  • ·        Качество, которое ты больше всего ценишь в мужчинах?

Ответственность
  • ·        В женщинах?

Добродушность
  • ·        В какой стране хотелось бы жить?

В Казахстане
  • ·        Любимая опера?

Кармен
  • ·        Любимый художник?

Моне, Айвазовский
  • ·        Любимый музыкант?

Дебюсси, Шопен
  • ·        Главная черта твоего характера?

Неопределенность
  • ·        Твой девиз?

Меньше спи, больше занимайся!



Узнать больше об Айдане можно здесь 




Опросник Марселя Пруста – салонная игра викторианской эпохи



В эпоху царствования королевы Виктории в  салонах Лондона  появилась новая игра: человеку предлагался некий список вопросов, на которые нужно было написать ответы в специально заведенные для этого альбомы, причем отвечать нужно было только правду.
Это увлечение через некоторое время охватило всю Европу и очень долго не выходило из моды. Многие из известных людей отвечали на вопросы этой анкеты. В их числе были Карл Маркс, Жерар Филлип, Джон Апдайк, Андрей Тарковский и  многие, многие другие.
В конце XIX века на вопросы этой анкеты ответил Марсель Пруст, которому в то время было около 14 лет. Ответы он написал в альбоме, принадлежавшем его подруге Антуанетте Фор, дочери будущего французского президента. До наших дней дошли две заполненные Марселем Прустом анкеты. Считается, что вторую он заполнил в возрасте 20 лет. Ответы Пруста на эти вопросы были признаны наиболее оригинальными и опросник вошел в историю под названием анкеты или опросника Марселя Пруста.


суббота, 6 октября 2012 г.

Аллея звезд

Встречайте мой новый проект!Музыка никогда не живет отдельно от человека. Она , всегда с ним, ибо он Творец... В этом блоге я буду размещать интервью и беседы с замечательными музыкантами и талантливыми людьми с которыми сведет меня судьба.
Не обойдется здесь без банальных вопросов, но постараюсь привнести свежую струю и задавать интересные вопросы. Также буду использовать вопросник Марселя Пруста, французского писателя, который составил очень каверзные и порой никогданезадавабельные пункты. 
И всегда хочется поближе узнать о человеке, который владеет в совершенстве своей профессией...